Новости

Правительство утвердило план внедрения новой модели рынка тепла

14 Октября 2014

Документ было разработан Минэнерго по поручению президента Владимира Путина.

В кабмине рассчитывают, что эта «дорожная карта» «позволит перейти к 2020–2023 годам к целевой модели рынка тепловой энергии и обеспечить «структурные, организационные и нормативные изменения сферы теплоснабжения, направленные на повышение качества и надёжности теплоснабжения, повышение экономической эффективности деятельности в этой сфере».

«Новая модель рынка тепловой энергии будет стимулировать развитие эффективных источников тепла с понятными источниками инвестиций и основываться на долгосрочной договорённости с ответственными инвесторами», — ожидают в правительстве.

Моделью предусматривается отмена регулирования цен на пар для потребителей на коллекторах источников тепловой энергии (кроме населения) с учётом особенностей для отдельных категорий потребителей.

Новая система ценообразования будет внедряться во всех системах централизованного теплоснабжения России.

В частности, предусмотрено:

— определение предельного уровня цены на тепловую энергию из общей тепловой сети с использованием метода «альтернативной котельной» по правилам, утверждаемым Правительством, с использованием формулы, включающей технико-экономические параметры «альтернативной котельной» с учётом региональных особенностей. Наделение полномочиями некоммерческого партнёрства «Совет рынка» по расчёту цены «альтернативной котельной» для крупных городов с населением от 500 тыс. человек;

— либерализация цен для источников тепловой энергии, а также отмена ценового регулирования теплосетевых организаций с возможностью определения референтных расценок на услуги по передаче тепловой энергии;

— отмена платы за подключение к централизованной системе теплоснабжения (за исключением случаев реализации крупных инвестиционных проектов, которые соответствуют критериям, определённым Правительством).

Кроме этого к основным принципам модели относится повышение эффективности деятельности единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО), расширение её функций и полномочий.

Предусмотрено усиление функций ЕТО как «единого окна» для потребителей тепловой энергии, в том числе по вопросам обеспечения надёжности и качества теплоснабжения перед каждым потребителем.

ЕТО наделяется ответственностью за оптимизацию загрузки тепловых мощностей, обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системой теплоснабжения (развитие системы теплоснабжения и её вывод на целевой уровень).

Вводятся обязанности ЕТО по разработке схемы теплоснабжения с учётом сохранения её статуса как документа, определяющего планы по развитию систем теплоснабжения.

Вводятся меры по стимулированию перехода ЕТО от владения объектами теплоснабжения на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления (МУП/ГУП) на иные виды владения объектами (право собственности, доля в уставном капитале и т.п.).

Усилится ответственность ЕТО за невыполнение или недобросовестное выполнение своих функций, в т.ч. вводятся экономические санкции за несоблюдение ЕТО своих функций.

Внедряются дополнительные механизмы контроля и предупреждения недобросовестного поведения ЕТО и иных субъектов теплоснабжения.

Переход к новой модели рынка тепловой энергии обеспечит повышение инвестиционной привлекательности теплоснабжающих организаций в регионах России, что позволит обновить основные производственные фонды и в среднесрочной перспективе повысить эффективность по производству тепла, качество и надёжность теплоснабжения, а также улучшить клиентоориентированность единых теплоснабжающих организаций, в том числе за счёт повышения ответственности бизнеса перед потребителями.

Как сообщил на совещании правительстве в понедельник, 6 октября, вице-премьер Аркадий Дворкович, новая модель рынка тепла начнет внедряться со следующего года, окончательно крупные города перейдут на нее к 2020 году.

Законы, необходимые для реализации этой модели, сейчас готовятся, и до конца года будут внесены на рассмотрение правительства и Госдумы, а до середины следующего года весь набор нормативных актов будет принят, добавил вице-премьер.

Сегодня плата за тепло составляет более половины всего тарифа за коммунальные услуги, и если не поменять модель регулирования, то эта составляющая будет только расти, причем расти ускоренными темпами, рассказала Дворкович.

По его словам предложенная модель «уже существует в тех странах, где есть централизованное теплоснабжение, прежде всего, в странах Северной Европы». «В каждой системе, где есть централизованное теплоснабжение… определяется единая теплоснабжающая организация, это, как правило, самая большая организация в этой системе, которая отвечает за надежность и качество теплоснабжения, и которая полностью выстраивает все планы: инвестиций, планы развития в этом секторе. При этом устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию, который определяется не исходя из затрат и какой-то нормы прибыли, а исходя из цены альтернативной котельной, то есть альтернативного источника теплоснабжения», — пояснил Дворкович.

По его данным, в 60% поселений сегодня тариф выше, чем эта альтернативная цена. «Это значит, что можно будет заморозить существующий тариф и не индексировать его в последующие годы в 60% поселений России. В остальных пока ниже, там динамика определенная продолжится жестко, под контролем. В большинстве случаев эта динамика будет в меру инфляции, или плюс 1% инфляции, в ряде случаев — плюс 2−4% сверх инфляции», — добавил вице-премьер.

Он отметил, что инвесторы заинтересованы в такой модели долгосрочного регулирования: ожидается, что общий объем инвестиций до 2025 года составит около 2,5 триллиона рублей. «Предельные сроки, которые устанавливаются для завершения процесса перехода к новой системе: 2020 год — для всех крупных городов и там, где есть ТЭЦ, и 2023 год — для всех остальных», — сказал Дворкович.